В интернет
встречаются публикации различных авторов, в которых они пытаются найти
ответ на вопрос «случаен ли рынок». Лично у меня такие попытки вызывают
недоумение, так как авторы пробуют искать ответ на вопрос, неполный с
логической и семантической точки зрения. Если я задам вам вопрос
«случаен ли магазин», о чем вы начнете думать? О том, как провести
исследование с помощью компьютеров и генераторов случайных чисел на
предмет возникновения магазинов в нашей части галактики? Или вы спросите
у меня о том, что я имел в виду? О каком магазине я говорил?
Правильно
задать вопрос – значит правильно думать об ответе на него. Если человек
допускает ошибки в построении фраз, заменяет один термин другим, близким
по смыслу, то к чему он придет в ходе дальнейших логических
умозаключений? Ведь процесс мышления – это разговор с самим собой.
Ошибка в начале, приведет к ошибке в конце. Мой личный опыт наблюдения
за результатами размышлений людей, допускающих в своем мышлении подобные
огрехи, однозначно свидетельствует о том, что результат таких
логических построений будет ошибочным. Да и как может быть иначе?
Процесс мышления базируется на манипуляции символами. Подменили один
символ другим и процесс мышления пошел уже другим путем. Чуть-чуть
ошиблись в логике и результат может быть совсем непредсказуем. Поэтому
очень важно быть точным при постановке вопроса.
Если вопрос неполный, то ответ на него может быть неправильным. И не
по вине отвечающего. Рассмотрим пример из жизни. Трейдер А спрашивает у
трейдера Б:
А: - Как ты думаешь, пойдет фунт вниз.
Б: - Пойдет.
А: - Будешь продавать?
Б: - Буду.
А: - А стоп где поставишь?
Б: - 1.8625.
Через некоторое время А, в расстроенных чувствах, жалуется Б:
А: - Не пошел фунт в низ. Выбили стоп по цене 1.8625. Ты тоже лося поймал?
Б: - Нет.
А: - Как нет? Ты же говорил, что фунт пойдет в низ и ты будешь его продавать?
Б: - Говорил. Я и сейчас так считаю.
А: - Но он же пошел в верх и сходил на 1.8625?
Б: - Ну и что? У меня ордер на продажу стоит на 50 пунктов ниже трехдневного минимума. Так что мой ордер еще не исполнен.
А: - Так чего ты мне сразу это не сказал? Я то продал по рынку.
Б: - А ты меня об этом спрашивал? Откуда я мог знать, что ты собираешься делать?
Приведенные примеры иллюстрируют к чему могут приводить неполные вопросы.
Вернемся к вопросу «случаен ли рынок». Прежде чем начинать думать об
ответе на этот вопрос, подумаем о том, полный ли это вопрос и можем ли
мы позволить себе начать думать об ответе на него.
Рассмотрим два ключевых слова-символа интересующего нас вопроса:
1. Случаен.
2. Рынок.
Что для нас означает слово случаен? Случаен – значит полностью
непредсказуем для субъекта, определяющего характеристику результата того
или иного события. Если результат предсказуем в какой-либо мере, речь
уже идет не о случайности, а о предсказуемости с той или иной долей
вероятности. Обратим пристальное внимание на слово субъект в нашем
определении. Можно ли определить характеристику случайности результата в
отрыве от субъекта для которого происходит оное определение? Рассмотрим
примеры из жизни:
Человек стоит на остановке. Мимо проезжает машина и обрызгивает его
водой из лужи. Человек очень расстроен. Случайно ли для него это
неприятное событие? Случайно.
Водитель машины видит лужу на дороге. Рядом стоит человек. Объехать
лужу из-за встречного транспорта он не может. Притормозить уже не
успеет. В итоге человек был обрызган водой из лужи. Случайно ли для
водителя это событие? Не случайно.
Гуляю по лесу без часов. Случайно выхожу к станции. Подъезжает
электричка, идущая в нужном мне направлении. Сажусь в нее, довольный еду
домой. Случайно ли я оказался в нужном месте, в нужное время? Случайно.
В тоже время как и я, на станцию пришел человек, знающий расписание
движения электричек. Он тоже оказался в нужном месте, в нужное время.
Случайно? Не случайно.
Приведенные выше примеры показывают, что результат одного и того же
событие может быть одновременно и случайным, и неслучайным в зависимости
от субъекта для которого определяется случайность результата события.
Если субъект не знает никаких закономерностей, определяющих результат
события, то результат такого события для него случаен. И наоборот. Если
субъект знает закономерности, определяющие результат события, то
результат события для него неслучаен.
С понятием случайность мы определились. Так же мы понимаем, что там
где речь идет о случайности, обязательно должна идти речь и о субъекте
для которого определяется случайность результата того или иного события.
Таким образом вопрос «случаен ли рынок», для того чтобы стать полным,
должен включать однозначное идентифицирование субъекта или группы
субъектов, для которых определяется случайность или неслучайность
результатов события. Например, полный вопрос может быть таким:
Случаен ли рынок для всех людей?
Случаен ли рынок для дилера?
Случаен ли рынок для трейдера?
Случаен ли рынок для постороннего?
Но пока мы не можем начинать думать о вопросе, так как еще не
рассмотрели значение второго ключевого слова вопроса – слова рынок. Это
слово для человека, задающего вопрос «случаен ли рынок», может иметь
совсем другое значение, нежели для нас. Что для нас означает это слово?
Для всех ли оно однозначно или, в зависимости от контекста, оно может
принимать различные по своей сути значения? Не имея ответов на эти
вопросы, мы рискуем сделать ошибочный вывод.
Итак, понятие рынок для людей означает место где протекает процесс
покупки/продажи чего-либо группой людей. Например, рынок продуктов
питания, рынок недвижимости или рынок ценных бумаг. В наше время в
качестве места существования рынка может выступать не физическое
пространство, а информационное. Например, интернет.
Имеет ли для нас принципиальное значение какой именно рынок имеется в
виду в вопросе «случаен ли рынок»? Давайте рассуждать логически. Если
наша цель заключается в определении случайности, то для нас
принципиально важно то, что может помочь найти закономерности или же
может помочь доказать полное отсутствие таковых. Если мы под понятием
рынок будем иметь одно, а задающий вопрос другое, то наш ответ может
быть ошибочен по той простой причине, что мы имеем в виду закономерности
одного рынка и считаем поведение этого рынка неслучайным, а задающий
вопрос имеет в виду другой рынок, для которого ни он, ни мы, не знаем
закономерностей. Таким образом вопрос «случаен ли рынок» должен
содержать однозначную идентификацию рынка, о котором идет речь в
вопросе. Например, нас интересует валютный рынок Forex. Правильный
вопрос мог бы быть таким:
Случаен ли валютный рынок Forex для дилера?
Правильный ли это вопрос? Вернемся к понятию слова рынок. Рынок – это
место где покупают и продают. Давайте вставим в вопрос расшифровку слова
рынок:
Случайно ли место где протекает процесс покупки/продажи валют для дилера?
Вопрос воспринимается по меньшей мере странным. В вопросе отсутствует
указание на процесс, результат которого может быть случаен или
неслучаен. Полный и семантически правильный вопрос мог бы быть таким:
Случайно ли место возникновения рынка валют для дилера?
Мы получили правильный вопрос. Однако не думаю, что авторов вопроса
«случаен ли рынок» интересовал ответ на вопрос «случайно ли место
возникновения рынка валют». После прочтения статей, складывается
впечатление, что авторов, да и нас с вами, в первую очередь интересовала
случайность ценообразования на рынке и, как следствие, случайность
изменения цен в течении времени. Построим семантически правильные
вопросы на интересующую нас тему:
Случайно ли новое значение цены данной валютной пары для дилера?
Случайно ли новое значение цены данной валютной пары для брокера?
Случайно ли новое значение цены данной валютной пары для трейдера?
Случайно ли новое значение цены данной валютной пары для постороннего?
Для начала рассмотрим следующий вопрос: случайно ли новое значение
цены данной валютной пары для дилера? Для того, чтобы ответить на этот
вопрос, рассмотрим упрощенную модель ценообразования на валютном рынке
Forex. Торговля валютами осуществляется банками и брокерскими
компаниями. Дилеры предлагают или запрашивают у других дилеров цены для
той или иной валютной пары с целью заключения сделки покупки или
продажи. Если цена устраивает покупателя, заключается сделка. Действия
дилеров во время ценообразования регулируются законом спроса и
предложения. Дилер не может предлагать заоблачные цены, так как у него
по таким ценам никто не будет покупать. Купят у других дилеров. Так же
дилер не может предлагать заниженные цены, так как в этом случае у него
обязательно купят, но это приведет к убыткам и поиску нового места
работы. Таким образом закон спроса и предложения вынуждает дилера
предлагать конкурентоспособные цены. Пока цель дилера заключается в том,
чтобы зарабатывать, он будет подчиняться правилам, которые диктует
закон спроса и предложения. Для определения цены, которую дилер
предложит заинтересованной стороне, используются последние цены, которые
предлагали на рынке конкурирующие организации. Цена должна быть не
слишком высокой и не слишком низкой. Собственно для дилера все равно,
какой именно будет цена. Ведь зарабатывает дилер на спреде. Однако очень
важно, чтобы цена была конкурентоспособна, так как только в этом случае
будет клиент, желающий заключить сделку. Таким образом перед нами
возникает главная закономерность валютного рынка: новая цена не должна
слишком сильно отличаться от конкурентоспособных в данное время цен.
Могут ли быть исключения, которые приводят к появлению цен вопреки закону спроса и предложения?
Например:
1. Ошибка дилера.
2. Операции, проводимые с помощью МТС.
3. Интервенции центральных банков.
4. Действия крупных игроков, подобных Соросу.
Рассмотрим эти предположения:
1. Если дилер совершает ошибку во время ввода значения цены, это никак
не повлияет на рынок. Скорее всего, сделка по такой цене не будет
заключена, так как между дилерами действует не писаное правило
вежливости – не заключать сделки по ошибочным ценам.
2. Операции, проводимые по сигналам МТС, ничем не отличаются от
операций, проводимых участниками рынка без сигналов МТС. Какую бы цену
для заключения сделки не предложила МТС, сделка не будет заключена до
тех пор, пока рынок не придет к требуемому уровню.
3. Когда центральные банки проводят интервенции, они создают
повышенный спрос на ту или иную валюту. Дополнительная реклама подобных
акций в средствах массовой информации, способствует тому, что некоторые
участники рынка присоединяются к действиям центральных банков. Другая
часть участников рынка, на время воздерживается от торгов, чтобы позднее
совершить сделки, направленные против направления интервенции по более
выгодной для них цене.
Таким образом, в начале интервенции создается повышенный спрос. За
счет того, что противодействующая группа на время воздерживается от
торгов, цена «взлетает в свободном полете». Когда цена поднимается до
определенного уровня, воздерживающаяся группа участников рынка начинает
совершать сделки, в противоположном интервенции направлении, так как
цена для них очень выгодна. Игроки, поддержавшие интервенцию в
спекулятивных целях, закрывают свои позиции, чем заставляют цену еще
сильнее двигаться назад. В конце концов, цена опять возвращается к тому
уровню, где спрос будет соответствовать предложению.
4. Сделки, совершаемые крупными игроками подобными Соросу, чем-то
похожи на интервенции центральных банков. Сначала создается повышенный
спрос или предложение на ту или иную валюту. В случае Сороса, было
создано повышенное предложение GBP, поэтому курс GBP стал падать. К
движению рынка стало присоединяться все больше и больше других
участников. Большая часть участников торгов, которая была заинтересована
в покупке GBP, на время воздержалась от торгов, чтобы совершить покупку
по наиболее благоприятной цене. В итоге курс отправился в «свободное
падение» до уровня, приемлемого для воздержавшейся от покупок группы
участников торгов. Банк Великобритании попробовал проводить интервенции,
но были они безрезультатны, так как закон спроса и предложения не дано
побороть даже центральному банку. Один банк не может выступать в
качестве контрагента для всех участников рынка. В итоге курс падал до
тех пор, пока не достиг приемлемого для покупателей уровня и спрос не
уравновесился предложением.
Рассмотренные выше случаи показывают, что рынок полностью подчиняется
закону спроса-предложения. Поскольку мы с вами знаем о действии закона
спроса-предложения, на вопрос «случайно ли новое значение цены данной
валютной пары для дилера» мы можем ответить: не случайно. Поскольку речь
идет о неслучайном результате, далее грамотным будет говорить о степени
вероятности возникновения той или иной цены. Из разряда
случайно-неслучайно мы переходим в область рассмотрения вероятностей.
Теперь давайте рассмотрим вопрос «случайно ли новое значение цены
данной валютной пары для постороннего». Под посторонним будем считать
человека, который ничего не знает о закономерностях, относящихся к
поставленному нами вопросу. Само определение понятия «посторонний» дает
понять, что для постороннего новое значение цены данной валютной пары
будет случайным. Таким образом для одного и того же события оценка на
случайность будет разная, в зависимости от субъекта для которого
проводится оценка. Для нас с вами и дилера - цена вероятностна, для
постороннего – случайна.
Надеюсь, написанное выше, помогло вам прояснить для себя ситуацию с
вопросом «случаен ли рынок». Для полноты картины осталось рассмотреть
примеры «псевдослучайных» графиков, которые приводят разные авторы в
статьях, посвященных вопросу «случаен ли рынок». Для этого я попытаюсь
повторить их эксперементы.
На рисунке ниже показан ценовой график GBP за 2007 год:
Как мы с вами
видим, цены в течении года колебались в диапазоне от 1.9172 до 2.1162. С
помощью генератора случайных чисел я сгенерирую случайный ряд с
диапазоном значений от 1.9172 до 2.1162, чтобы сравнить случайный график
с ценовым графиком. Вот что у меня получилось:
Видите ли вы
на этом графике тренды? Нет? Я тоже не вижу. Похож ли этот график на
ценовой? Совсем не похож. Так что же приводят различные умельцы в своих
примерах? Каким образом у них получаются тренды и прочие рыночные
паттерны? Что делают с генератором случайных чисел эти рыночные шаманы? А
делают они следующее. Берут сгенерированный случайным образом числовой
ряд и начинают суммировать каждый новый элемент ряда с суммой всех
предыдущих элементов.
Повторю их эксперемент. Беру числовой ряд из значений 1 и -1.
Перемешиваю значения миллион раз случайным образом. Получаю на выходе
вот такую выборку:
Теперь суммирую каждый новый элемент с суммой всех предыдущих элементов. В итоге получаю вот такие графики:
О чудо! Вот
они тренды и паттерны! Так что же, рынок случаен, раз полученные графики
похожи на ценовые графики? Давайте внимательно разберемся с методикой
получения этих «псевдослучайных» графиков.
Итак, берется случайный цифровой ряд и производится абсолютно
неслучайное действие – суммирование каждого нового элемента с суммой
всех предыдущих элементов. Что это означает? Это означает то, что
результат операции полность неслучаен и предсказуем! Каждый новый
элемент будет находиться в известном диапазоне, который зависит от суммы
значений всех предыдущих элементов выборки. На рынке происходит
подобный процесс? Кто-нибудь из дилеров суммирует новую цену с суммой
цен за определенный период? Нет, не суммирует. На рынке каждая новая
цена определяется законом спроса и предложения, а не суммированием.
Поэтому полученные «псевдослучайные» графики на самом деле к случайности
не имеют никакого отношения. Эти графики вероятностны.
Теперь разберемся с возникновением трендов. Поскольку элементы
тестового числового ряда расположены случайным образом, то в числовом
ряде должны быть серии из повторяющихся или близких по значению
элементов. Поскольку такие серии есть и всегда выполняется только одна и
та жа операция – суммирование нового элемента с суммой предыдущих
элементов, то что, к примеру, может быть в итоге суммирования семи
подряд значений 1? Последовательное увеличение значения суммы на 1 в
течении семи итераций. Что визуально мы увидим на графике? Правильно,
тренд. Чтобы на графике не было трендов, значения в выборке должны быть
расположены последовательно неслучайным образом: 1, -1, 1, -1, 1, -1 и
так далее. Поэтому в приведенных выше примерах тренды не могут не быть.
Они должны там быть при любом случайном числовом ряде.
На рынке же тренды возникают не из-за суммирования котировок дилеров, а
из-за возникновения повышенного спроса или предложения. И пока закон
спроса и предложения действует, будут тренды. А пока есть тренды, нам
будет на чем заработать.
Для полноты рассмотрения темы, давайте на время предположим, что на
рынке нет восходящих и нисходящих трендов. Если нет трендов, значит,
цена находится в некоем диапазоне, который устраивает всех участников
рынка. Такое изменение цен принято называть боковым трендом.
Как будут меняться цены в течение некоторого времени? Смею
предположить следующее. Профессиональные трейдеры проанализируют
сложившийся торговый диапазон и начнут совершать сделки у границ
торгового диапазона. Своими действиями они будут создавать
дополнительный спрос и тем самым лишат возможности совершить по выгодной
цене ту часть участников рынка, которую полностью устраивал сложившийся
диапазон. Эти участники будут вынуждены либо воздержаться от сделки и
тем самым способствовать более быстрому изменению цен, либо совершить
сделку по менее выгодной цене и тем самым создавать ликвидность для
профессионалов. Чем больше времени будет сохраняться торговый диапазон,
тем больше профессионалов примут участие в его «раскачивании».
Как правило, стоп-ордера профессионалы размещают ниже или выше границ
сложившегося бокового тренда. Там же размещают ордера профессионалы,
ожидающие пробитие бокового тренда и участники рынка, для которых цены
сложившегося торгового диапазона не выгодны. С течением времени диапазон
бокового тренда будет стремиться к увеличению. Как только цены затронут
уровни, на которых размещены ордера на крупные суммы за границами
сложившегося бокового тренда, начнется восходящий или нисходящий тренд.
Тренд будет спровоцирован отложенными ордерами профессионалов,
работающих на возникновение восходящего или нисходящего тренда,
стоп-ордерами трейдеров, работавших на продолжении бокового тренда и
ордерами участников рынка, которых не устраивали цены бокового тренда.
Вот несколько примеров из истории, иллюстрирующих этот процесс:
На последнем
рисунке особенно хорошо видно расширение бокового тренда и увеличение
скорости изменения цен. По мере того как профессионалы, посредством
ценовых паттернов, приходят к общему соглашению о дальнейшем изменении
цен, вероятность возникновения восходящего или нисходящего тренда
возрастает. Чем больше времени цена находится в некотором диапазоне, тем
больше профессионалов влияет на расширение диапазона и тем меньше
непрофессионалов участвуют в торгах. Все это приводит к возникновению
восходящих или нисходящих трендов, которые удовлетворят потребность как
профессионалов, так и воздерживающихся от торгов непрофессионалов.
Вывод.
Пока рынок остается свободным и нерегулируемым, цены будут формировать
боковые, восходящие и нисходящие тренды, которые будут давать
возможность для извлечения прибыли профессиональными трейдерами. В
управлении профессионалов находятся достаточно большие активы, чтобы
создавать дополнительную ликвидность и активно влиять своими действиями
на изменение цен. Больший диапазон цен увеличивает возможность выбора
для непрофессионалов и тем самым привлекает на рынок тех участников
рынка, которые временно воздерживались от торгов. С течением времени
рынок приходит к такому уровню цен, при котором спрос уравновешивается
предложением и текущая цена на тот или иной актив считается адекватной
большинством участников торгов.
Во всем этом процессе действия профессионалов похожи на своего рода
катализотор, который ускоряет процесс изменения цен и стимулирует
участников рынка. Здесь можно провести аналогию с законом естественного
отбора, который в нашем случае стимулирует участников торгов к выживанию
в условиях свободного рынка посредством развития интеллекта. С другой
стороны действия профессионалов выступают как противодействующая сила
тем организациям, которые хотели бы вызвать искусственное изменение цен
на рынке. Вспомним Сороса и банк Англии. А в настоящее время власти США
хотели бы видеть цены на доллар и котировки фондового рынка совсем не
там, где они сейчас находятся. Но пока рынок свободен, профессионалы
просто не дадут возможности вызвать искусственное изменение цен в угоду
интересов некоего узкого круга лиц.
|