Одно
из позитивных последствий финансового кризиса 2007 - 201? годов
заключается в осознании того, что финансовые продукты могут быть такими
же сложными и опасными, как наркотики. Это осознание привело к появлению
инновационных идей и экспериментированию с новыми законами, правилами и
институтами по всему миру. В Индии правительство учредило Совет по
финансовой стабильности и развитию финансового рынка (FSDC) для решения
проблем межрегулятивного координирования и обеспечения
макропруденциального регулирования. В Соединенных Штатах Закон
Додда-Фрэнка о реформе Уолл-Стрит и защите потребителей и новые
инициативы по мониторингу безопасности финансовых продуктов могут
изменить архитектуру финансов. Некоторые сторонники этих новых идей
открыто провели аналогию с наркотиками. В частности, утверждается, что,
если бы в 2007 году в США была Комиссия по безопасности финансовых
продуктов схожая с Управлением по контролю за качеством пищевых
продуктов и лекарственных препаратов, рынок не был бы переполнен
привлекательной на вид ипотекой, которая вовлекла миллионы домохозяйств в
систему хищнических кредитов.
Особая сложность с новыми идеями, возникшими в США, Европе, Индии,
Китае и других странах, заключается в признании того, что, также как с
наркотиками и игрушками, нельзя заранее сказать, какие финансовые
продукты следует разрешить, а какие запретить, потому что невозможно
вообразить себе все продукты, которые могут попасть и попадут на рынок.
Следовательно, необходим экспертный орган, который сможет оценить новый
продукт и составить мнение о его желательности. На самом деле, в новых
планах есть один волнующий аспект: они прокладывают опасный путь между
безрассудной свободой финансовых институтов, которая стала одной из
причин текущего мирового финансового кризиса, и чрезмерной
осторожностью, способной задушить инновации и привести к
неэффективности. Рассмотрим привлекательные займы, по которым
первоначально взимаются низкие или нулевые проценты, а позже появляются
высокие процентные ставки. Безусловно, это опасный продукт, и он
действительно привел к тому, что многие семьи оказались в неприемлемой
долговой ловушке. Но такие займы могут быть очень полезны для сложных
фирм и домохозяйств, у которых есть все основания полагать, что уровень
их будущих доходов будет значительно выше текущего. Такие предприятия
могли бы делать инвестиции, которые в противном случае были бы
невозможны.
И это только один пример. Невозможно представить те многочисленные
финансовые продукты, на создание которых способна человеческая
изобретательность и использование которых может быть опасным, но
которые, однако, могут представлять огромную ценность для некоторых.
Риск, создаваемый многими рассматриваемыми регулятивными мерами в
сегодняшнем напуганном кризисом мире, состоит в перспективе чрезмерного
регулирования на рынках, блокирующего появление новых ценных продуктов.
Но у этой проблемы есть решение. При создании нового финансового
регламента необходимо использовать медицинскую аналогию, а именно
составлять нечто наподобие рецепта. Вместо того чтобы запрещать или
допускать к использованию все опасные продукты, необходимо
идентифицировать те, которые представляют ценность для некоторых
покупателей, но не всех - назовем их "финансовые продукты, отпускаемые
по рецепту" - и учредить орган дипломированных профессионалов в сфере
финансов (ДПФ), управомоченных сертифицировать покупку этих продуктов
отдельными лицами. К примеру, вы планируете купить дом. Ваш местный банк
предлагает вам продукт, сертифицированный как привлекательный заем,
т.е. отпускаемый по рецепту. Вы можете получить такой заем при условии
его одобрения ДПФ. Вкратце, так же как мы не запрещаем стероиды, потому
что они опасны, но требуем от покупателей предъявления подлинных
рецептов, мы должны превратить осторожность в отношении того, как - и,
главное, кем - используются финансовые продукты, в установленную
практику. Такой вариант мог бы значительно сократить список продуктов,
которые следует немедленно запретить.
Однако необходимо избежать медицинского обычая, по которому каждый
продукт либо продается без рецепта, либо только по нему, независимо от
того, кто покупает этот продукт. Для того чтобы система оставалась
рациональной, необходимо включить положение об освобождении отдельных
фирм или лиц - достаточно опытных, чтобы справиться с решением своих
собственных задач, или достаточно состоятельных, чтобы перенести
финансовую неудачу - от требования по получению одобрения ДПФ перед
покупкой отпускаемого по рецепту финансового продукта. Причина, по
которой я выступаю за включение такого положения, заключается в моем
позитивном опыте в Индии, куда я недавно приезжал из США. Несколько
месяцев назад у меня состоялась встреча с владельцем местной аптеки. Не
предоставляя никакого рецепта, я рассказал ему несколько застенчиво,
что собираюсь в продолжительное путешествие, и в качестве меры
предосторожности хотел бы взять с собой блистер антибиотиков. Он
посмотрел на меня оценивающим взглядом и сказал: "Раз вы уезжаете столь
надолго, полагаю, вам следует взять с собой упаковку".
По материалам Project Syndicatе
|